Секс, насилие и сексуальные практики

Секс, насилие и сексуальные практики

@trikofuko

Чем отличается секс от сексуального насилия? Что такое сексуальные практики и почему они - это не всегда секс? Что считать изнасилованием? И о чем на самом деле культура согласия - обо всем этом я потараюсь написать в этой статье.


Cейчас все больше говорят о том, что любой секс без согласия - это насилие. Без подтвержденного, четкого согласия. Я полностью разделяю эту точку зрения, но мне хотелось бы еще рассказать о деталях, почему это так и о том, чем вообще секс от насилия отличается. А еще - чем отличается секс от сексуальных практик.

  1. Согласие.
    Четкое, понятное согласие. Не за услугу. Не в состоянии опьянения. Без давления. Без последствий. Если я понимаю, что отказаться-то я могу, но после этого, скорее всего, меня уже никогда на работе не повысят - то это тоже про невозможность добровольного согласия.
    Добровольное согласие - это когда можно сказать "нет" без последствий.
  2. Непостоянность этого согласия.
    Согласие не может быть второй свежести. Если я уже в самом процессе, да хоть за секунду до чьего-то оргазма передумал, сообщил об этом, а действия продолжаются - то это уже насилие.
    Согласие не может быть дано наперед. Брак - это не согласие на секс всегда. На секс не может быть "купона" - слушайте, а я же видел такие подарки для пар. Мол, один человек дарит другой такие купоны на секс и потом якобы в любой момент этот секс можно запросить...Бррр.
  3. Отсутствие последствий.
    Я об этом уже сказал, но повторюсь еще раз: если за отказом отказавшийся человек что-то теряет...ну, это не про согласие. Я вынес этот пункт отдельно, т.к. хочу подчеркнуть, что последствия бывают не только быстрыми, но и отдаленными. Вот эта классика: "не будешь ему "давать" (хосподи, как же я это слово ненавижу) - сначала будет ок, а потом он уйдет, так что терпи уже сейчас и втягивайся - это ж про типичное насилие, манипулирование сексом.
  4. Понимание, что со мной делают.
    Если мне предлагают, условно говоря, квизадный секс, я должен четко понимать, что это такое. У меня должна быть возможность спросить, задать вопросы и понять. У меня должна быть возможность не знать и колебаться. У меня должна быть возможность отказаться в любой момент даже при полном понимании того, что будет дальше, без объяснения причин и последующего давления.

Как вообще отличить секс от насилия? На самом деле, достаточно просто.
Хоть насилие и называют "сексуальным", но оно не про секс. Оно про власть.

Насилие - это всегда про власть.

Меня вот очень, очень коробит, когда люди решают, является ли что-то сексом или изнасилованием. Потому, что это скрывает сам дискурс власти.
(Кстати, именно поэтому мы чаще всего наблюдаем такую картину: при разговоре о согласии цисгетероноративные мужчины начинают возникать, что, мол, это несексуально, это все ломает и т.д. Не только они, на самом деле, но сам пример показывает, что для тех, кто имеет привилегии, как бы не понятно, что это про власть. А вот для тех, кто находится в менее привилегированной пизиции, это как раз намного лучше видно, это неравенство).
Один мой знакомый как-то сказал: "Вот я не понимаю парней, которые насилуют девушек. Ну она же не хочет, там сухо всё...Как это может быть приятно им самим-то?"

Этот пример показывает, что мой приятель искал сексуальное удовольствие в насилии. И не мог его там найти. Конечно, его там и нет, потому что насилие - это вообще не про оргазм, пенис и вагину. Это про "я сильнее тебя", "я круче тебя", "знай свое место". Для этого вообще-то и оргазм не обязателен.

Транс*люди подвергаются так называемым "коррекционным изнасилованиям" достаточно часто. Хотя какая разница, часто или нет. Уже сам факт существования таких случаев ужасен. Но это очень показательный пример: ты для нас страшное чмо, "оно" и "нечто". Но мы в тебя засунем свои члены (кстати, неплохо контрастирует с постоянным страхом эти самые члены утратить как части тела), чтобы показать тебе твое место. Это ли про сексуальное удовольствие?

Именно поэтому мне очень важно разграничивать практики и действия, которые могут считываться как секс, но им не являются.
Например, часто приводимые якобы защищающие геев рассказы про тюрьмы - мол, вот, бравые паханы не стесняются "опущенных" ебать и при этом они якобы не геи, ай-яй, как так можно, внутренняя гомофобия!
Да нет там никакой гомофобии. Точнее, она есть, несомненно, но не в этом конкретном месте. В этом конкретном месте это не про гомосексуальность от слова совсем. Потому что это вообще не про сексуальность. Это про власть.

Еще одним хорошим примером того, что не всякий контакт половых органов - это секс, являются традиционные сексуальные практики - например, различные инициации.
Я довольно часто встречаю статьи на тему "а у такого-то народа все геи поголовно, потому что в 15-то лет они там по очереди..." ну и тому подобное. И это якобы тоже про то, что, смотрите, какие гомосексуальные (или просто сексуальные) страсти. Так вот нет же.
Это не про секс. И не про гомосексуальность. Гомосексуальность - это вообще порождение нашей культуры (как и гетеросексуальность), ее нельзя переносить на другие, потому что подобные явления не могут существовать без контекста.
Мы не можем говорить, что "а вот греки поголовно были геями", потому что это вообще не про геев.
Мы можем сказать, что какие-то действия и практики могут расцениваться как сексуальные в нашей культуре, но при этом необходимо не забывать о позиции власти. И культура согласия - она именно об этом.


Создано с помощью Tgraph.io