Определение проституции.

Определение проституции.

@suterTV

Понятия проституции действующее уголовное законодательство не раскрывает, хотя для составов, предусматривающих ответственность за преступления, способствующие проституции, оно является ключевым. Такая ситуация допускает различные взгляды на наличие состава преступления в каждом конкретном случае.

Сам термин «проституция» происходит от латинского глагола, означающего "выставлять на продажу", "поставить вперед". Попытки определить это явление и в российской, и в зарубежной правовых доктринах делались неоднократно.

Христианское учение рассматривало проституцию как беспорядочную половую жизнь. Знаменитое определение святого Иеронима гласит: «Проститутка есть женщина, которая отдается похоти многих мужчин».


Опубликовавший в 1836 году первую научную работу на эту тему французский врач А. Паран-Дюшатель под проституцией понимал такую форму внебрачных сексуальных отношений, которая не основывается на личной склонности или чувственном влечении, при этом для одной из сторон главным стимулом является заработок.

В том же XIX веке проблемы проституции стали широко исследоваться и в России. Однако часть исследователей того периода столь широко трактовала это понятие, что оно выступало синонимом любых внебрачных сексуальных отношений, совершаемых по обоюдному согласию партнеров. В старину это называли «непотребством» (блудом или похотью), а позднее - развратом.

Постепенно и исследователи пришли к выводу о том, что проституция среди иных сексуальных актов как форм социальных отношений занимает особое место, представляя собой отчужденный, эмоционально индифферентный, внебрачный секс. Возникло признаки проституции, главными из которых были выделены продажность (возмездность «услуг» проститутки, когда эти услуги оплачиваются каждый раз особо), публичность (доступность проститутки каждому, готовому оплатить ее услуги), профессионализм (систематичность и регулярность занятия проституцией как единственного или главного средства к жизни), рассматривать в их сочленении и интеграции, а не в отдельности и противопоставлении.

Тем самым было сформулировано определение, весьма близкое к современным трактовкам: под проституцией российские исследователи стали понимать регулярную продажу собственного тела или услуг разным потребителям для удовлетворения их сексуальных потребностей.

Международная Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 года назвала проституцией удовлетворение похоти одного лица другим лицом за плату.


Раскрытие понятия проституции представляется чрезвычайно важным, поскольку исследователи к единому мнению по этому вопросу до сих пор не пришли, нередко предлагая дефиниции, неточно или неполно отражающие суть рассматриваемого явления, что в совокупности с отсутствием законодательного определения проституции на практике может создать значительные трудности при разрешении вопроса, являются ли конкретные действия конкретного лица проституцией или нет.

Большинство определений не в полной мере раскрывают это понятие. Часть их игнорирует то обстоятельство, что проституцией занимаются не только женщины, но и мужчины, что подтверждается и судебной практикой, часть использует неприемлемую терминологию, такую, как «торговля телом», поскольку под торговлей телом может (и должна) пониматься в первую очередь продажа органов, частей или тканей человеческого тела для трансплантации.

В литературе отмечаются такие признаки проституции, как неопределенная множественность партнеров; систематичность сексуальных контактов; «публичность», достоверная известность о ремесле проститутки; доступность лица, занимающегося проституцией, каждому желающему удовлетворить сексуальную потребность за плату. 

Сущность проституции заключается в оказании сексуальных услуг - действий, направленных на удовлетворение полового влечения, на удовлетворение чисто физиологических половых потребностей.

И. Блох отмечал, что «...женщина отдается и в том случае, когда дело даже не дошло до совокупления, а последовало удовлетворение полового инстинкта клиента другими развратными действиями и актами. Речь идет, следовательно, не только о совокуплении, но и обо всяком другом виде полового возбуждения и полового удовлетворения. Не подлежит, таким образом, сомнению, что женщина, занимающаяся развратным массажем, флагелляцией, мазохистскими процедурами, развратными позами и т.д. как промыслом, с целью вызвать у неопределенного количества мужчин половое возбуждение или дать им половое удовлетворение, точно так же должна считаться проституткой, как и женщина, занимающаяся совокуплением как профессией.

Того же мнения придерживаются многие специалисты отмечающие, что способ удовлетворения половой потребности не имеет значения.


Прежде всего, о проституции как о профессии или промысле можно говорить, очевидно, только тогда, когда женщина систематически оказывает сексуальные услуги за вознаграждение. Признак материальной выгоды в этом случае необходим. Однако от легкомысленного или даже аморального поведения в области половых отношений проституцию отличает предварительное соглашение об оплате. Женщина, часто меняющая партнеров, получающая от них подарки, проводящая с ними время в ресторанах и платных развлечениях, еще не может считаться проституткой. Систематичность действий и предварительная договоренность об оплате относятся к главным признакам проституции .

Занятие проституцией подразумевает систематическое оказание сексуальных услуг. Под термином «занятие» понимается выполнение определенных действий на протяжении определенного времени. Фактически «занятие» - это дело, труд, работа. Естественным признаком любой работы является ее протяженность во времени и, как правило, повторение операций, составляющих смысл этой работы. Ряд авторов включает в определение проституции признак систематичности оказания сексуальных услуг, понимая под системой вступление в сексуальные отношения не менее трех раз. Этот факт прямо указывает на то, что не является проституцией однократное вступление в половую связь, даже за вознаграждение .

Проститутка может выбирать себе клиентов по вкусу и отказывать лицам, вызывающим у нее отвращение. Точное определение признаков проституции не позволит безгранично расширять это понятие, что особенно важно при установлении юридической ответственности. Иначе можно дойти до того, что и официальный брак, заключенный по расчету, можно будет признавать своего рода проституцией. Если проституцией обозначить все сексуальные контакты, сопровождающиеся материальным вознаграждением женщины, то, по меткому замечанию американского сексолога А. Кинзи, невозможно будет отличить ее от супружеского эроса, поскольку любой муж время от времени преподносит партнерше подарки или даёт деньги, то есть определяющей характеристикой является мера духовно-эмоциональной вовлеченности. Уровень этой самой вовлечённости оценить невозможно. 

Переносить понятие проституции, выработанное исследователями, рассматривавшими его не только с точки зрения уголовно-правовых категорий, в уголовное право нельзя, поскольку оно содержит допущение (возможность оценки проституции лишь как занятия индивида, как его поведения, длящегося значительный период времени, либо складывающегося из множества тождественных действий), не позволяющее в полном объеме применить его на практике. Такой подход к определению проституции (три оказания сексуальных услуг - проституция, два - нет) является формальным, необоснованно сужающим исследуемое понятие и не отвечающим стоящим перед уголовным законом задачам.

Ни одно из существующих определений проституции законодательно закреплено быть не может, поскольку каждое из них представляет собой лишь общую форму, рассматривающую проституцию как длящееся поведение индивида, не учитывающую его отдельных действий, не учитывающую направленности его умысла, а потому не подлежащую оценке как объективная.

При этом следует учитывать умысел лица, оказывающего сексуальные услуги: если в его намерение входит продолжение оказания сексуальных услуг неопределенному числу клиентов, такое действие может быть расценено как проституция. Если же лицо не намерено в последующем оказывать сексуальные услуги, единичное оказание им сексуальных услуг как проституция расценено быть не может.

В связи с этим предлагаем следующее определение проституции: не основанное на личной симпатии или влечении систематическое вступление во внебрачные сексуальные контакты с различными лицами за вознаграждение, вступление во внебрачный сексуальный контакт за вознаграждение с намерением повторять такие действия с различными лицами систематически, а также предложение себя для вступления во внебрачный сексуальный контакт за вознаграждение с намерением повторять такие действия с различными лицами систематически.

Это определение отмечает, что проституцией может заниматься лицо любого пола, в оплачиваемые сексуальные отношения оно вступает либо намерено вступать. 



Создано с помощью Tgraph.io